МБДОУ Детский сад №9 Чебурашка г. Мичуринска
Опыт и перспективы внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияС 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ: -Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях. -Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Изучая проект Стандарта можно сделать вывод о том, что главное отличиеот ФГТ в том, что во ФГОС дошкольного образования выделены требования к результатам, — это принципиальное новшество. В ФГОС дошкольного образования добавили третью составляющую – это требования к результатам к основной общеобразовательной программе. В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Наше дошкольное образовательное учреждение с нового учебного года работает по новой образовательной программе под редакцией Н.В. Вераксы «От рождения до школы», основанную на принципах ФГОС дошкольного образования. Новая образовательная программа детского сада нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Планирование это определение системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Мы пересмотрели составляющие плана образовательной работы воспитателя с детьми в соответствии с ФГОС ДО и СанПиН. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - условиям размещения дошкольных образовательных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений, - отоплению и вентиляции, - водоснабжению и канализации, - организации питания, - приему детей в дошкольные образовательные организации, - организации режима дня, - организации физического воспитания, - личной гигиене персонала. Для составления рабочей программы пользуюсь новой методической литературой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Исходя из вышесказанного, включила в планирование своей образовательной деятельности следующие разделы: · Режимные моменты; · Планирование гимнастик; · Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями; · Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации; · Организованная образовательная деятельность; · Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности); · Поддержка индивидуальности ребенка; · Работа с родителями. Планируя образовательную работу, охватываю все образовательные области: · Социально-коммуникативное развитие; · Познавательно развитие; · Речевое развитие; · Художественно-эстетическое; · Физическое развитие. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Решая эту задачу, я включила в планирование в образовательной области «Познавательное развитие» работу с детьми по патриотическому воспитанию и краеведению. Условия планирования работы по патриотическому воспитанию: · Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; · Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ; · Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; · Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. По новому ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Выполняя требования по оснащению группы, были созданы условия для реализации различных видов деятельности с детьми: - Центр сенсорно-математического развития; - Творческая мастерская; - Игровой центр; - Физкультурный уголок; - Уголок экспериментирования; - Уголок театрализованной деятельности, литературы; - Уголок природы; - Уголок конструирования. Изменились и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Мое внимание направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые мне следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые я должна выявить в работе с детьми и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяют мне лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, я помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, должны учитывать разнообразные потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом), в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Это, в свою очередь, требует от меня исключения учебного принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка, введения запрета на занятия-уроки по школьному типу, ибо дошкольник - человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры. Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник - деятель. Поэтому, для нас сегодня основные ценности воспитания ребенка - поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов. В соответствии ФГОС ДО организованная образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется воспитателями самостоятельно в зависимости от возраста детей, уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Виды деятельности, которые включаем в работу с детьми группы от 3 до 4 лет: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Ввыделяем сущностные признаки совместной деятельности с детьми – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Основываясь на интересах и игре детей, мы предлагаем им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, стимулируем интеллектуальное развитие ребенка. Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети: • делают выбор; • активно играют; • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; • работают все вместе и заботятся друг о друге; • отвечают за свои поступки. Между мною и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Требования к результатам освоения программы: - Основной результат – это социализация детей. - Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. - Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка. Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов. Работа с родителями. Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель воспитательной работы – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Наша задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет нам организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. Основные задачи работы с родителями: · установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; · объединить усилия для развития и воспитания детей; · создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; · активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; · поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
31 октября 2016 в 13:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.